МКОУ Сокурская средняя общеобразовательная школа

Биология - это интересно

 

 

Всероссийский урок чтения

«Биология + Литература»

Викторина

Автор: Александрова Елена Львовна

учитель биологии РМОУ Сокурская СОШ

 

Для проведения викторины класс делится на две команды, каждая из которых  путём жеребьёвки выбирает себе название. Команды набирают баллы, участвуя в конкурсах.

Команда, набравшая больше баллов, побеждает, получает главные призы.

 

  1. Жеребьёвка.

Проводится в виде конкурса.  Команда должна как можно быстрее собрать фрагменты

картинки, на которой изображен сказочный герой. Именем этого героя и будет называться команда. В этот момент выясняется и то, какая команда первая  выступает  в разминке.

 

  1. Разминка.

Разминка посвящена устному народному творчеству – пословицам и поговоркам, в которых  упоминаются растения  и  животные.

 

  1. Конкурс  «Загадки в пословицах».

Командам выдаются  листы с пословицами посвящённые какому-то одному животному, его и нужно отгадать.

 

4.  Конкурс  «Литературная биология».

Командам задаются вопросы, каждый вопрос  пронумерован. На  листе команда   отвечает на вопрос, также пронумеровывая ответы. Листочки сдаются  для подсчета правильных ответов.

 

5.  Конкурс   «Нужная буква»

Зачитывается вопрос,   команды  поднимают  букву того ответа,  который они считают правильным.

 

6.      Конкурс «Блиц».

Участвуют по одному представителю от команды. Игрок  команды соперника выходит из

кабинета.  В это  время его сопернику зачитываются   имена известных литературных животных, игрок должен назвать это животное. Чем больше животных отгадает игрок тем больше баллов получит команда.

 

7.      Подведение итогов. Награждение.

При  составлении викторины использована книга И.Д.Агеевой «Весёлая биология на уроках и праздниках», Изд. «ТЦ Сфера», Москва,2005 год.

 

2.Конкурс «Разминка»

 

1.  Кто скребётся на душе?                        1. Кто должен свистнуть, чтобы

А) кошки                                                     нечто несбыточное сбылось?

Б) собаки                                                            А) соловей-разбойник

В) мыши                                                              Б) рак

Г) крысы                                                             В) лебедь

                                                                         Г) щука

 

2. Кого, согласно русской поговорке ,          2. На чём приносит новости

ноги кормят?                                                                      сорока?

А) коня                                                                     А) на лапах

Б) сапожника                                                             Б) на хвосте

В) бегуна                                                                   В) на крыльях

Г) волка                                                                     Г) на блюдечке

 

3. Кого не пускают в посудную лавку?         3. Чья доля вошла в поговорку?

А) медведя                                                         А) слоновья

Б) слона                                                             Б) крокодилья

В) носорога                                                        В) львиная

Г) волка                                                             Г)  акулья

 

3.Конкурс «Загадки в пословицах».

11

Он неуклюж, да дюж.                                  Она гложет , что может.

С ним дружись, а за топор  держись.             Надулся как она на крупу.

Он на ухо наступил.                                    Грозит она кошке, да из норы.

Два их в одной берлоге не уживутся.         Беззаботна та она, которая  одну

                                                                                лазейку знает.

 

  1. Конкурс «Литературная биология»

 

  1. Какие литературные жанры просто немыслимы  без животных и растений?
  2. Назовите птицу, из-под пера которой вышло множество литературных шедевров?
  3. Кого знаменитый Балда назвал своим «меньшим братом» и выставил вместо себя  соревноваться в беге  с морским бесёнком?
  4. Одиночество какого хвойного дерева  на вершине дикого Севера увековечил М.Ю.Лермонтов?
  5.  Какую серьёзную зоологическую ошибку допустил  М.Ю.Лермонтов, сравнивая кавказскую  реку с львицей?

И Терек, прыгая,  как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел.

  1. Как звали гуся в рассказу А.П.Чехова «Каштанка»?
  2. Кто  из киевских князей, по преданию, «принял смерть от коня своего»?
  3. Какое дерево под окном С.Есенина  принакрылось снегом, точно серебром?
  4. Какое имя дал  М.А.Булгаков шуту Воланда  в облике кота?
  5. Жабры какой рыбы  хирург пересадил юноше Ихтиандру в фантастическом романе А.Беляева «Человек-амфибия»?
  6. «Птица» из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя – это ….?
  7. Имя какого головоногого моллюска  носил подводный корабль капитана Немо из книги Ж.Верна «2000 лье под водой»?
  8. Назовите трусливое животное из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»?
  9. Назовите единственную пантеру, которая известна нам по имени?
  10. Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания поймавших их людей?
  11. Какая птица является символом  МХАТа?
  12. Этот деревянный человечек  был выструган  из итальянской  сосны, оттого и носил

такое  имя. Какое?

  1. В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки?
  2. Сказочное дерево со златой цепью – это …?
  3. Из какого дерева в сказках делали волшебные палочки?
  4. Этот чудовищный зверь мог неодолимый сон напускать, мог весь люд побивать, мог  и сказки  рассказывать. Кто он?
  5. Какая птичка, согласно легенде, выклевала гвозди из ладоней Христа?
  6. Сколько лет рыбачил старик , пока не поймал золотую рыбку?
  7. Какой косточкой Мюнхгаузен выстрелил в оленя?
  8. Какой породы всем известная  кошка из «Кошкиного дома»

С.Я.Маршака?

 

 

    5  Конкурс «Нужная буква»

      1.  Кто в сказке Пушкина  подарил царю Дадону  Золотого петушка?

А) золотая рыбка

Б) директор птицефабрики

В) Курочка ряба

Г) Мудрец

     2. Страной какого ситца назвал Россию С.Есенин?

А) кленового

Б) ромашкового

В) берёзового

Г) василькового

    3. Откуда звонил слон К.И.Чуковскому?

А) от верблюда

Б) от газели

В) от бегемота

Г) от медведя

    4. Кто из этих зверей не входил  в басенный квартет И.А.Крылова?

А) козёл

Б) лиса

В) медведь

Г) осёл

    5. Какой рассказ есть у  А.П.Чехова?

А) «Гадюка»

Б) «Ящерица»

В) «Удав»

Г) «Хамелеон»

    6. Как называется произведение Н.В.Гоголя?

А) «Рот»

Б) «Глаз»

В) «Нос»

Г) «Зуб»

     7. Как называется повесть М.А.Булгакова?

А) «Львиное сердце»

Б) «Собачье сердце»

В) «Орлиное сердце»

Г) «Заячье сердце»

    8.Про какую премудрую рыбу написал рассказ Н.Е.Салтыков-Щедрин?

А) карась

Б) пескарь

В) ёрш

Г) щука

    9, Какой сад сумел приобрести  купец Лопахин в одноимённой пьесе Чехова?

А) ботанический

Б) зоологический
В) яблоневый

Г) вишнёвый

  10. Кто поженил муху и комара?

А) Ч.Дарвин

Б) И.Мечников

В) К.Чуковский

Г) И.Павлов

 

  1. Конкурс «Блиц»

 

1.Пятачок

2. Гена

3. Умка

;4. Базилио

5. Гав

6. Бонифаций

7. Иа

8. Муму

9. Тортила

10. Серая Шейка

11. Бэмби

12. Цокотуха

13 Горбунок

14.  Алиса

15. Вини-Пух

16. Горыныч

17. Ряба

18. Шерхан

19.Шушара

20. Рикки-Тики-Тави

21. Табаки

22. Крош

1.

Близ норы она на промысел не ходит – 15 баллов

Она семерых волков проведёт – 10 баллов

Она и во сне кур считает – 5 баллов

 

Ему без носа, что волку без ног – 15 баллов

Кто бы его знал, кабы носом не стучал – 10 б.

Здоровое дерево он не долбит – 5 б.

 

11.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой – 15баллов.

Как его не корми, он все  в лес глядит. – 10 б.

Его ноги кормят.-5 б.

 

Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год – 15 баллов.

Ласточка день начинает, а он кончает – 10 баллов.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка – 5 баллов.

 

Ответы к 4 конкурсу:

  1. Басня, сказка.
  2. гусь
  3. зайца
  4. сосны
  5. у львиц не бывает гривы
  6. Иван Иванович
  7. Олег
  8. берёза
  9.  Бегемот
  10. акулы
  11. тройка лошадей
  12. наутилус
  13. лев
  14. Багира
  15. щука и золотая рыбка
  16. чайка
  17. Пиноккио
  18. сокол
  19. дуб
  20. ива
  21. Кот Баюн
  22. клёст
  23. тридцать лет и три года
  24. вишнёвой
  25. «заморская, ангорская»

 

Урок – викторина.

Автор: Александрова Елена Львовна

учитель биологии РМОУ Сокурская СОШ

 

      Повторение и закрепление по темам «Бактерии», «Грибы», «Низшие растения».

 

Условия викторины.

  1. Класс делится на команды. Каждая команда получает игровое поле и набор карточек с вариантами ответов. Среди ответов есть правильные и неправильные.
  2. Учитель зачитывает вопрос, а обучающиеся выбирают правильный на их взгляд ответ и

помещают его в нужную ячейку на игровом поле. Вопросы и ячейки пронумерованы.

      3.   Выигрывает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

 

Вопросы:

  1. Организмы, в клетках которых нет ядра.
  2. Неклеточная форма жизни.
  3. В симбиозе грибы и водоросли образуют новые организмы, которые называются…
  4. Назовите бактерии, которые вызывают  заболевание туберкулёз.
  5. Назовите одноклеточный гриб, который люди используют в пищу.
  6. Как называется тело гриба?
  7. Трутовик по способу питания - …?
  8. Базидиомицеты, оомицеты, аскомицеты – это …
  9. Растения по способу питания…
  10. Растения не способны двигаться вообще.
  11. Какое вещество накапливается в оболочках клеток растений?
  12. Как называется процесс питания растений?
  13. К какому подцарству растений относятся водоросли?
  14. Тело водорослей называется ….
  15. Назовите одноклеточную зелёную водоросль.
  16. Как называется  бурая водоросль морская капуста?
  17. Как называются пластиды водорослей?
  18. Водоросли размножаются семенами.
  19. Как называется наука, изучающая грибы?
  20.  Как называется наука, изучающая водоросли?

 

 

  Бактерии

 

Ламинария

 

 Слоевище

 

  Вирусы

 

филлофора

 

Хламидомонада

 

Лишайники

 

Низшие растения

 

Спирогира

 

Кишечная палочка

 

Высшие растения

 

Хроматофоры

 

Палочка Коха

 

Да

 

Хлоропласты

 

Дрожжи

 

Нет

 

Микология

 

Мукор

 

Да

 

Альгология

 

Паразит

 

Нет

 

Лихенология

 

Грибы

 

Фотосинтез

 

Мицелий

 

Автотрофы

 

Целлюлоза

 

Гетеротрофы

 

 

Экологическая постановка.

«Разговор Человека с Божьей коровкой»

Автор: Александрова Елена Львовна

учитель биологии РМОУ Сокурская СОШ

 

Задачи постановки:

  1. Привлечь внимание  обучающихся к экологическим проблемам.
  2. Показать  небрежное отношение человека к окружающей природе.
  3. Побудить  ребят  теоретически попытаться решить некоторые проблемы.
  4. Развивать у обучающихся экоцентрическое мировоззрение, в противовес антропоцентрическому.
  5. Развивать творческие способности ребят.

 

 

Сценарий постановки.

Участники: Человек, Божья коровка, ученик-энциклопедия.

Действие происходит на фоне  плаката с изображением Земли, со следами  хозяйственной  деятельности человека. На плакате, намеренно, присутствуют негативные стороны  деятельности человека: дым из труб,  мусор,  неестественного цвета облака, спиленные деревья.

       На фоне плаката Человек рассказывает о своих достижениях. Рассказывает гордо, с упоением, и очень сильно возмущается, когда его перебивает какое-то существо.

       Человек не узнаёт Божью коровку, потому что давно уже забыл и думать о ком-либо ещё

кроме себя.

       Обиженная Божья коровка  выговаривает  человеку свои обиды, заставляя его  подумать не только о своей выгоде, но и о благополучии окружающего мира.

 

Человек:               Я- Человек!

Я- Хозяин планеты!

Я почти разгадал все земные секреты!

Ты, Земля, для меня – открытая книга!

Я на Марс собираюсь…..

 

Божья коровка  ( входит осторожно, разглядывает плакат и человека):

Ух, ты, гляди-ка!

 

Человек:                 Так!

                                Это что ёще за явление?!

                                Попрошу не срывать мне моё выступление!

 

Божья коровка:      Человек, не сердись,

                                 Я к тебе с заявлением…

 

Человек:                  Ничего себе!

                                 Люди!

                                 Это просто вторжение!

                                 И это тогда,

                                 Когда как грибы растут города,

                                 Когда я исследую дно океана,

                                 И  знаю о всех месторождениях  урана.

                                 А как я умею строить метро….

                                 Но тебе, я вижу, всё равно.

                                 Послушай, а ты, вообще, у нас кто?!

 

Божья коровка:      Мне, конечно же очень неловко,

                                 Я обычная божья коровка.

                                 И в масштабах твоего созидания

                                 Не достойна большого внимания.

 

 

Человек:                  Ну ещё бы!

                                 Я строю дороги, я строю мосты!

                                  А чем, дорогуша, занимаешься ты?

                  ( человек, обращаясь к зрителям, с насмешкой добавляет)

                                  Сейчас расскажет про то, как опыляет цветы!

 

Божьей коровке становится очень обидно за себя, она расплакалась и говорит:

              

                                  Эх, ты! Зазнайка ты, Человек!

                                  А ещё: «Я на Марс!....

                                  Космический век!......»

 

Человеку становится неловко за свою резкость, и  он пытается успокоить Божью коровку:

 

                                  Ну  что ты, что ты, дорогая!

                                  Да всё я о тебе прекрасно знаю…..

 

Человек понимает, что не может вспомнить про Божью коровку ничего, начинает вопросительно смотреть  на зрителей, просит у них помощи.

Зрители помогают Человеку – рассказывают то, что знают об этих жучках.

Учитель предлагает ребятам послушать информацию о  божьих коровках. Выходит ученик- энциклопедия и зачитывает информацию.

 

Человек с облегчением обращается к гостье:

 

                                  Вот слышала, а ты разволновалась,

                                  А всё на так уж плохо оказалось!

                                  Так что ты мне сказать –то собиралась?

 

Божья коровка:

 

                                  А то, что мы на тебя в обиде!

                                  Одного себя ты только видишь!

                                  В твоих бетонных городах нет места нам!

                                  В лесах и на луга ты сбрасываешь хлам!

                                  Поля засыпал всякою отравой…

                                   И сам уже забыл, как пахнут травы!....

                              

                                   А если бы на Марсе жили марсиане,

                                   То мы бы всё им рассказали в телеграмме!

                                   И вот они тебя тогда            

                                    На Марс бы не пустили никогда!

 

Человек :

                                  Да-а-а!

                                  Я раскаиваюсь, я увлёкся.

                                   И, видно, мне пообещать придётся

                                   Вокруг себя порядок навести…

                                  А ты уж  с телеграммой подожди?!

 

Последние слова Человек произносит умоляюще-просительно. После них  он убирает с плаката ядовитого цвета облака. Обращается к зрителям с просьбой помочь ему. Ребята подсказывают, что  ещё можно убрать  плохого с плаката. Затем  «высаживаются деревья» на плакате.   

Автор: Александрова Елена Львовна

учитель биологии РМОУ Сокурская СОШ

 

 

Экологический праздник

«День птиц»

            Автор: Александрова Елена Львовна

учитель биологии РМОУ Сокурская СОШ

 

Задачи праздника:

- актуализировать и расширить знания обучающихся о  значении птиц в природе и в жизни человека;

-  учить обучающихся видеть красоту природы;

- воспитывать у обучающихся стремление беречь эту красоту;

- развивать творческие способности ребят;

- расширять кругозор обучающихся.

 

План проведения праздника:

Аудитория оформлена  изображениями  птиц. Можно использовать рисунки, выполненные  самими ребятами. Звучат птичьи голоса.  Выступают несколько ребят.

 

  1. А можешь ли представить ты себе,

Что птицы вдруг исчезнут на Земле?

Мы не останемся в кромешной тишине,

Но что изменится?

Расскажем мы тебе!

   

Снова некоторое время звучат голоса птиц.

 

  1. Послушай, как поют они красиво!

И песни их в душе хранят покой.

 Но как становится тревожно сиротливо,

Когда машин мы слышим гул и вой!

 

  1. А приглядись к их красочным нарядам!

Все краски радуга примерила на них.

И радуют собою наши взгляды…

Кем любоваться будем мы без них?

 

  1. Но птичьи трели и окраска оперенья

Не самое их главное значение!

Куда важней серьёзная работа

На благо человеческого рода.

 

  1. Они спасают наши урожаи,

Злых  грызунов и насекомых поедая.

 

  1. Нас обеспечивают со старанием

Продуктами здорового питания.

 

  1. Нам пух и перья отдавая,

      Зимой холодной согревают.

 

  1. А кто за птицами проводит наблюдения,

Тот может предсказать погодные явления!

 

  1. Теперь ты понимаешь, друг,

Что, если пропадут все птицы, вдруг,

Мы очень много можем потерять!

Никак нельзя такое допускать!

 

 

 

 

  1. Должны мы понимать, что вся Природа

Не выживет без птичьего народа!

 

           Ведущие  демонстрируют ребятам картинки-символы  рассказывающие о значении птиц в природе. Ребята-зрители комментируют рисунки,  закрепляя тем самым понимание  значения птиц.

           После выступления ребят, аудитории предлагается викторина о птицах.

 

 

 

    

 

 

 

Постановка

«Поговорим о здоровье»

Автор: Александрова Елена Львовна

учитель биологии РМОУ Сокурская СОШ

 

Задачи праздника:

1.      Пропаганда здорового образа жизни.

2.       Актуализация и расширение знаний  ребят  о болезнях, гигиене и сохранении здоровья.

3.      Развитие  творческих способностей ребят.

 

Главные  герои постановки: ведущий, Царь Вирус, Царица Бактерия, их слуги:

Хворь, Недуг и Болячка.

 

На сцене ( в классе) на скамейке спят Хворь, Недуг и Болячка.

Ведущий обращается к ребятам- зрителям и предлагает им поговорить о сохранении здоровья. Но тут  ведущий  замечает странных гостей.

 

Ведущий: Ребята! Сегодня  День здоровья!

                  Давайте поговорим о том  как важно беречь своё здоровье.

                  Но я вижу  каких-то странных гостей у нас. Кто это такие?

 

В этот момент в класс (на сцену) выходят  Царь Вирус и Царица Бактерия.

 

Вирус:      Эй, вы, Хворь, Недуг, Болячка!

                 Прекращайте свою спячку!

                 Мы сегодня в этой школе разгуляемся на воле!

 

Бактерия:   Посмотрите поскорей,

                    Сколько здесь у нас детей!

                   Доложите по уставу,

                     Что нам в детях не по нраву!

 

Хворь, Недуг и Болячка, встав по стойке смирно, рапортуют:

 

                    В детских комнатах порядок

                    Повергает нас в упадок!

 

                    Мы не любим когда детки

                    Не боятся есть таблетки!

 

                     Если  дети умываются -

                     Они над нами издеваются

 

                      И если спортом занимаются,

                     Чистят зубы, закаляются……

 

Бактерия обращается к ребятам-зрителям:

           

                      Ну-ка, детки – деточки,

                      Мы вам даём конфеточки,

                       А вы нам называете болезни,

                      Те, что знаете!

 

Ребята зрители называют болезни, известные им, за что Бактерия раздаёт им конфетки.

Все остальные (Вирус Хворь, Недуг и Болячка) радуются,  что ребята их знают.

 

 

Вирус:       Какой грамотный народ!

                  Знает нас наперечёт.

 

Хворь:      Значит нас здесь ждут и любят!

                 Встретят нас и приголубят!

 

   

 

Недуг,   обращаясь к зрителям, хочет услышать подтверждение:

 

                        Да? Ребятишки, чумазые мальчишки?

                        Правда?  Ребятёнки, лохматые девчонки?!

 

Ведущий  призывает ребят не соглашаться с непрошенными гостями.

                       

                        Ребята! Разве мы с вами чумазые и лохматые?

                        А неужели мы любим болеть?!   

                        Давайте ответим  непрошенным гостя так:

         «Вы нам вовсе не друзья!

           В гости к нам никак нельзя!»

 

Зрители повторяют   за ведущим слова. Вирус и его свита возмущены.

 

Вирус:  Как же так? Мне не понятно!

              Слышать это не приятно!

 

Бактерия:  Ну и вредные  вы детки!

                   Зря давали вам конфетки!

 

Затем Вирус начинает  на доске вывешивать  названия болезней, а Бактерия приговаривает при этом:

            

                    Раз вы были с нами грубы,

                   Вот вам кариес на зубы!

   

                   Вот вам грипп, ангина,

                    Бронхит  и скарлатина!

   

                    А вот, пожалуйста, гастрит!

                    Пусть у вас живот болит.

 

 

Ведущий:     Ребята, разве нам нужны эти болезни?

                      Давайте скорее вспоминать, что делать, что бы не заболеть этими 

                      болезнями.

 Ребята-зрители говорят, а Вирус и его друзья негодуют.

 

Бактерия:     Пойдём отсюда поскорей!

                      Найдём детей и поглупей!

                      

Вирус:           Только мы вас не забудем!

                        Наблюдать за вами будем!

 

Хворь:          И если кто-нибудь из вас,

                      Захочет снова  встретить нас…

 

Недуг:           Всего-то на всего ему

                      Нужно забыть про чистоту!

 

Болячка:       Зубов не чистить никогда!

                      Забыть зарядку навсегда!

 

            Бактерия:    Побольше сладких есть продуктов,

                     Поменьше овощей и фруктов!

 

Вирус:         Прививок лучше избегать,

                     И организм не закалять!

 

Недуг:         Лежать  побольше на диване,

                    Спорт исключить из расписания!

 

Все  непрошенные гости уходят. Ведущий обращается к ребятам:

 

                    Ребята, хотели бы вы, чтобы такие гости   на самом деле к вам

                    пришли?    Давайте составим  себе правила здорового образа жизни, 

                     запомним их,  и тогда нам можно будет не боятся вторжения

                    вирусов, бактерий, хворей и недугов.

Ведущий раздаёт  ребятам листочки, на которых написаны правила здорового образа жизни. Но,   фразы разорваны, и ребятам необходимо совместить  фрагменты, что бы восстановить  фразу. Когда всё восстановлено правила вывешиваются на доску и ёще раз повторяются.   

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.03.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения